Азбука общения

Азбука общения 

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Общение — это всё то, что происходит между людьми: это и обмен информацией, эмоциями, согласование совместной деятельности, взаимопонимание и многое другое.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится  и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит в гости к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.

Общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, совместная деятельность и многое другое. Общение имеет свои правила и закономерности.

Первое, от чего зависят наши успехи в общении, — это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени, готовность внимательно выслушать и выразить действенное участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  • Стереотипы — упрощённые мнения относительно отдельных лиц или ситуации.
  • «Предвзятые представления» — склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.
  • Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно переубедить в справедливости вашего взгляда.
  • Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознаёт значение информации для себя.
  • Пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы, заключения, при отсутствии достаточного числа фактов.
  • Неверный выбор стратегии и тактики общения. 

Стратегии общения

Открытое общение — желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других.

Закрытое общение — нежелание либо неумение выразить полно свою точку зрения, своё отношение, имеющуюся информацию.

Монологическое — диалогическое  общение.

Ролевое (исходя из социальной роли) — личное (общение «по душам»).

Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Тест «Умеем ли мы правильно слушать»

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:

1никогда так не поступаю;

2 редко поступаю;

3 почти всегда;

4 — всегда.

  1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?
  2. Умею ли обнаруживать скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?
  3. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?
  4. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?
  5. Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?
  6. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?
  7. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?
  8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?
  9. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?
  10. Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов.

32 и более баллов — вы идеальный слушатель;

2731 балл — слушатель выше среднего уровня;

22 26 баллов — нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать;

21 и менее баллов — многие сообщения воспринимаете в искажённом виде, предвзято, не вникая в смысл и т.д. 

Для того, чтобы процесс общения был продуктивным, необходимо:

  1. Проявляйте искренний интерес к человеку, его проблемам. Заинтересованность можно проявить во всём, даже в тоне вашего приветствия.
  2. Дружите с улыбкой. Она создаёт счастье в мире, атмосферу сотрудничества.
  3. Имя человека является для него самым приятным и самым важным словом. Старайтесь запоминать имена людей, с которыми вы сталкиваетесь.
  4. Будьте хорошим слушателем, делайте так, чтобы другие говорили о себе.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Прямая дорога к сердцу человека открывается тогда, когда с ним говоришь о вещах, которые он больше всего ценит.
  6. Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою значимость и сделайте это искренне. 

Резервы общения:

  • Избегайте злоупотребления критикой и обсуждением других.
  • Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Помогайте людям почувствовать свою значимость.
  • Убеждайте, а не приказывайте.
  • Запоминайте имена.
  • Придерживайтесь положительной установки.
  • Уважайте мнение других.
  • Улыбайтесь.

            Психолог А.И. Кочетов выделяет следующие правила общения:

  • Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под углом их зрения.
  • Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно.
  • Умейте выслушать людей, не перебивая. Всё, что они говорят, для них очень важно, если даже вам кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
  • Чаще улыбайтесь людям, особенно, если искренне цените их. Улыбка —сигнал доброго отношения между людьми, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.
  • Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определённую дозу насмешек.
  • Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

А вот какие правила общения предложены психологом Д. Карнеги (также желательно, чтобы они были представлены в письменном виде):

  1. Высказывайте своё одобрение людям.
  2. Улыбайтесь.
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Помните, что имя человека — самый сладостный для него звук.

Чтобы доиться успеха во взаимоотношениях, необходимо научиться видеть в людях хорошее. 

РЕЗЕРВЫ ОБЩЕНИЯ

  1. Избегайте злоупотребления критикой и обсуждением других, реже жалуйтесь. Критика необходима, однако плохо, когда критический подход к явлениям жизни вырастает до масштабов различного негативизма. Поскольку критика чаще всего сопряжена с ущемлением чувства собственного достоинства, гордости, ощущения собственной значимости, то большинством людей воспринимается болезненно, особенно, если это критика «не по делу». В межличностных отношениях критическое отношение людей обязательно должно уравновешиваться установкой на добрые отношения.
  2. Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям. Умейте выказывать уважение к интересам каждого человека (не обязательно для этого быть друзьями). Станьте чутким к чужому «я».
  3. Будьте хорошим слушателем. Внимательно выслушать человека — это уже на 90 % ему помочь, т.к. необходимость выговориться часто несёт самые что ни на есть психотерапевтические функции.
  4. Помогайте людям чувствовать свою значимость. Каждый человек нуждается в подтверждении своей значимости и имеет на это право.
  5. Уважайте мнение других людей. Общению содействуют фразы-мостики: «Я внимательно вас слушаю…», «Это понятно…».
  6. Избегайте ненужных споров. Чем вступать в перестрелку словами, лучше молча выслушать собеседника, сконцентрировавшись на путях достижения согласия.
  7. Убеждайте, а не приказывайте. Искусство убеждать делает максимально продуктивным общение с людьми.
  8. Запоминайте имена. Имя фиксирует личный характер общения и придаёт ему непосредственность.
  9. Придерживайтесь положительной установки. Негативизм отталкивает людей. Старайтесь в своём общении делать упор на положительное, что вас объединяет.
  10. Улыбайтесь. Улыбка — знак дружественности, готовности к общению, открытости. Если она идёт от сердца, то может растопить лёд самого сильного недоверия.

Как расположить человека, не вызывая при этом его негодования и обиды.

  • Начинайте беседу с похвалы собеседника и восхищения им.
  • Не будьте излишне прямолинейны, говоря человеку о его ошибках.
  • Прежде чем критиковать других, укажите на собственные недостатки.
  • Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
  • Дайте возможность человеку выйти из разговора, сохранив чувство собстве6нного достоинства.
  • Хвалите собеседника, будьте искренни в одобрении и щедры на похвалу.
  • Старайтесь показать человеку: то, что вы хотите от него добиться, легко осуществимо именно с ним.
  • Поступайте так, чтобы он был счастлив сделать то, что вы ему предлагаете. 

Принципы обращения с людьми

  1. Вместо того, чтобы обвинять, постарайтесь понять человека. Это значительнее полезнее критики даже для вас же, так как воспитывают в человеке умение относиться к вам терпимо, с сочувствием и добротой.
  2. Прежде всего необходимо возбудить в человеке заинтересованность, чтобы он сам захотел сделать что-либо для вас.
  3. Когда мы заняты решением своих проблем, то тратим 95% времени на мысли о себе, что неправильно. Надо перестать думать о собственных желаниях и достоинствах, а попытаться лучше узнать хорошие качества других людей и выразить им одобрение от всей души, искренне.
  4. Лучший способ повлиять на человека — это говорить с ним о том, чего он хочет, и постараться помочь ему добиться желаемого.
  5. Необходимо всегда учитывать точку зрения других людей, их стремления и планы.

Конкурс

Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Гомельский облисполком. Официальный портал

Белорусский национальный образовательный Интернет-портал

Детский правовой сайт

О городе над Сожем

Институт пограничной службы
Seo wordpress plugin by www.seowizard.org.