Home » Воспитательная работа » Странички психолога » Родителям » Что нужно знать о подростке

Что нужно знать о подростке

Что нужно знать о подростке

Интеллектуальные функции в этот период подвержены резким возрастным сдвигам. На умственное развитие в этом возрасте влияют следующие факторы: характер отношений родителей с подростком, социально-экономический статус семьи, стимулы в училище и дома, а также личностные особенности и представления о самом себе. Подростки способны к самонаблюдению. Они вполне сознательно наблюдают и реагируют как собственные реакции, так и реакции окружающих на своё поведение. Способность видеть себя глазами окружающих приводит к осознанию недостатков своей личности, которое часто сильно отличается от представлений о самом себе. Идеальное и реальное Я не совпадают. Это часто приводит к изменениям настроения, переживаниям и депрессивным расстройствам. Претензии к миру взрослых и бунт против него — характерная черта этого возраста.

Среди физиологических потребностей выделяются стремления к физической с сексуальной активности, а также высокой оценке своего физического развития. Они основаны на биологических механизмах созревания и могут усиливаться благодаря особенностям социальной среды.

В подростковом возрасте усиливается потребность в безопасности. Но подростки ищут её часто не в семье, а, скорее, в группе ровесников, влияние такой группы порой сильнее. Около 62 — 70 % белорусских подростков причисляют себя к разного рода неформальным группам.

Потребность в независимости также усиливается в этот период, что может приводить к столкновению с родительскими (педагогическими) ограничениями и ожиданиями. На этом фоне возникает много семейных и учебных конфликтов. Стремление к независимости проявляется в противодействии навязываемым мнениям, в отрицании авторитетов, в сомнении в общественных нормах, правилах и обычаях.

Потребность в привязанности (любви) возрастает в этот период в связи с половым созреванием, отдалением от родителей, а также возникающим чувством одиночества и изолированности. Так, например, при обследовании несовершеннолетних правонарушителей оказалось, что 90 % из них в школе  чувствовали себя «изолированными», почти все они были недовольны своим положением в классе, более 50 % из них относились к одноклассникам безразлично или враждебно.

Потребность в успехе (мотивация достижения) у подростков определяется желанием добиться уважения и высокой социальной оценки, попыткой произвести впечатление на лиц другого пола, а также стремлением проявить и проверить свои способности.

Усиление потребности в самореализации  развитии собственного Я усиливается в связи с развивающейся мотивацией достижения, а также потребностью в признании и принятии подростка как члена общества. Её удовлетворение способствует формированию благоприятного представления о самом себе.

В этот период происходит пересмотр ценностных представлений. Родители, как образец для подражания, всё больше отступают на задний план. Развивается собственная иерархия ценностей, на основе которой принимаются решения и регулируется поведение. Образцом становится референтная группа сверстников. Постепенно они учатся учитывать потребности и интересы окружающих в той же степени, что и свои собственные.

Часто у подростков в силу возрастных особенностей формируется негативная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка). Это может приводить в дальнейшем к нарушениям поведения (агрессивность и преступность).

Напряжённые отношения между родителями и подростками сейчас обусловлены не только конфликтом между поколениями, но и изменившимися экономическими условиями и техническим прогрессом, перед лицом которых родители, как и подростки, чувствуют себя неуверенными и беспомощными. Взгляды подростков обычно отличаются от представлений, свойственных миру взрослых. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, причёске.

Seo wordpress plugin by www.seowizard.org.