Учреждение образования «Гомельский государственный профессиональный лицей приборостроения»

Гомельский государственный профессиональный лицей приборостроения

  1. Главная
  2. /
  3. "ШАГ"
  4. /
  5. «Активный гражданин: мои поступки – моя...

«Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

Информационные материалы для мероприятий проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина», 24.09.2020

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»

Информационный блок «Активный – значит ответственный»

Каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.

Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц.

Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на несовершеннолетнего подростка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан.

За права детей, их жизнь и поведение обязаны нести ответственность родители. Чем старше становится ребенок, тем больше прав он приобретает. В то же время у него становится больше обязанностей и ответственности за их невыполнение.

Подростковый период – зачастую самый сложный в жизни как самого ребенка, так и его законных представителей – родителей, опекунов, усыновителей. Именно в этом возрасте идет активный поиск и проверка того, что разрешено, а что может повлечь наказание. Поэтому подросткам очень важно четко знать существующие пределы разрешенного и запрещенного.

Согласно законодательству Республики Беларусь к административной и уголовной ответственности могут быть привлечены лица, которые на момент совершения преступления достигли 16-летнего возраста. Однако за ряд преступлений самостоятельно отвечать придется и 14-летним подросткам. Так, согласно ст. 27 Уголовного кодекса с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, изнасилование, причинение тяжкого телесного повреждения, похищение человека, захват заложников, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, хищение или незаконный оборот наркотиков и т. п.

Согласно ст. 4.3 КоАП административная ответственность с 14 лет наступает за мелкое хищение, мелкое хулиганство, жестокое обращение с животными, разведение костров в запрещенных местах, нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, нарушение правил пользования транспортными средствами, повреждение историко-культурных ценностей и т. п.

Многие считают, что только взрослые должны отвечать по всей строгости закона за свои проступки. Однако общепринятые правила поведения (норма Права) являются обязательными к выполнению для лиц любой возрастной категории. Единственное серьезное отличие между преступлением взрослого и ребенка – это возраст ответственности. Поэтому каждый должен понимать, чем отличается проступок от преступления, когда наступает возраст ответственности и как быть, если начался конфликт с законом.

Поведение людей регулируется социальными нормами – правилами и образцами определенных действий в различных жизненных ситуациях. Именно благодаря социальным нормам, которые усваиваются в процессе социализации, возможна совместная жизнь людей в обществе.

Основным внутренним регулятором поведения человека является его совесть. Роль совести особенно важна, когда человек находится в ситуации морального выбора. Например, решает, оказать помощь человеку, оказавшемуся в сложной ситуации, рискуя собственными интересами, или уйти в сторону, понадеявшись на других.

Совесть часто называют формой самоконтроля и самооценки с позиции соблюдения моральных норм. Внешним же регулятором поведения человека в соответствии с моральными нормами является общественное мнение. Свою моральную оценку действиям других люди выражают в виде одобрения или осуждения, похвалы или порицания.

Информационный блок «Учимся понимать друг друга»

Учреждения образования – это целый мир и  своеобразная модель социума. Все учащиеся очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Они находятся рядом друг с другом, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.

В настоящее время в Республике Беларусь активно возрастает интерес к обучению учащихся, педагогов, родителей навыкам и умениям урегулирования конфликтов. В процессе овладения технологией медиации и коммуникативными медиативными техниками дети и взрослые обретают новый стиль поведения в конфликте, который позволяет более безопасным для себя и окружающих способом разрешать споры; приобретают широкие возможности воспитания в себе таких личностных качеств, как уверенность в себе, ответственность, беспристрастность, умение сотрудничать.

Понятие «медиация» происходит от лат. «mediare», что означает «посредничать». В Республике Беларусь с 21 января 2014 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О медиации», который ввел правовой инструмент проведения переговоров, примирительных процедур, разрешение конфликтов и споров с участием независимого третьего лица – медиатора.

Понятие «медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех процедур медиации успешны.

Медиация имеет целый ряд преимуществ. Разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе так, чтобы все интересы сторон могли бы быть удовлетворены. Медиация может быть применена при разрешении конфликтов в различных сферах: в семье, в трудовых и гражданских отношениях, в сфере образования.

Особое место занимает медиация в учреждениях образования, которая активно развивается в Республики Беларусь, где в роли посредников выступают сами учащиеся. Целью службы медиации является урегулирование конфликтов между учащимися и преподавателями, формирование навыков взаимопонимания и коммуникации в учебном заведении, распространение цивилизованных форм разрешения конфликтов среди учащихся, родителей и педагогов. В состав службы медиации обычно входят учащиеся-медиаторы и куратор, прошедшие специальное обучение.

В учреждениях образования были реализованы проекты «Школа юного медиатора» (в рамках летнего оздоровительного лагеря), «Решаем конфликты позитивно» (в 11 школах г. Гродно), «Школьная служба медиации» (в школах г. Минска, г. Борисова, г. Гродно).

С 2020 года начата реализация проекта «Апробация технологии формирования бесконфликтной образовательной среды в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования на основе создания служб медиации» на базе учреждений профессионального образования:

учреждение образования «Полоцкий государственный химико-технологический колледж» Витебской области;

учреждение образования «Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей» Гомельской области;

государственное учреждение образования «Жодинский профессиональный лицей» Минской области;

государственное учреждение образования «Минский городской педагогический колледж».

Учащиеся-медиаторы помогают как одноклассникам (одногруппникам), так и другим учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в учебном заведении.

Медиатор в процессе разговора с обеими сторонами, должен выявить настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех заинтересованных сторон. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.

Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиации, учащиеся учатся уважать себя, ценить других, в них воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в учреждениях образования поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые решения.

Деятельность службы медиации основывается на принципах:

— добровольности участия спорящих (конфликтующих) сторон в процедуре урегулирования конфликта;

— конфиденциальности, предполагающей обязательство членов школьной службы медиации и участников конфликта не разглашать сведения, полученные в ходе переговоров. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении;

— нейтральности и независимости медиаторов. Членам службы медиации запрещается принимать сторону кого-либо из участников конфликта, выяснять вопрос о чьей-либо виновности.

Служба медиации может помочь учащимся:

научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми;

лучше понимать сверстников и взрослых;

научиться убеждать других словами, а не силой;

стать участником интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности;

научиться самоорганизации, ответственности и культуре общения;

научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения;

способствовать примирению участников конфликта (своих друзей, сверстников и даже представителей старшего поколения);

начать осваивать основы новой профессии медиатора, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.

В учреждениях образования служба медиации (примирения) стремится к конструктивным отношениям в группе и в самом учебном заведении, основанным на понимании и взаимной поддержке. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учащихся увеличивает риск применения насилия к отличающимся от большинства. Поэтому мы говорим не о формировании «команды группы» во главе с сильным лидером, а скорее, о становлении мини-сообщества понимающих и поддерживающих других сверстников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются, по возможности, помогать в их решении. То есть служба примирения поддерживает доверительные отношения в группе (учреждении образования) и не передает власть маленькой группе.

Служба медиации может помочь родителям:

родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора);

родители могут обратиться в службу в случае конфликта с педагогом, по поводу конфликтов с администрацией;

родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях.

Помимо работы с конфликтами сотрудники службы примирения могут проводить тренинги и обучающие занятия с учащимися и их законными представителями по разрешению конфликтов и восстановительной коммуникации.

  • Наш адрес: 246015, г.Гомель,ул. Лепешинского,5 Телефон/факс приемная: 8(0232)23-40-03 Бухгалтерия:8(0232)22-47-25 Приемная комиссия: 8(0232)21-31-68
    Зам. директора по УВР 8(0232)29-36-04 Учебная часть: 8(0232)21-31-68 E-mail: ggplp@post.gomel.by

Яндекс.Метрика